Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Педагогам

Дата: 15 июня 2023 в 17:25, Обновлено 16 июня 2023 в 17:17

Организация работы с детьми дошкольного возраста на экологической тропинке

Консультация для педагогов

В современном мире проблемы изучения и сохранения природной среды являются предметом экологического образования, которое должно начинаться с детства. Отличительной особенностью методики экологического образования детей дошкольного возраста является необходимость непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, «живое общение» с ними.

Таким образом, природные объекты выступают в роли средства экологического образования, позволяющего решать такие образовательные задачи как: получать информацию о взаимосвязях в природе, о системах и связях, существующих между ними; наглядно иллюстрировать черты приспособленности организмов к условиям среды; изучать влияние экологических факторов на организмы и т. д.

 Систематизировать природные объекты, как средства обучения в условиях детского сада, позволяет хорошо обустроенная экологическая тропа.

Экологическая  тропа — это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные природные объекты. Во время движения по экотропе посетители получают информацию об экосистемах, природных объектах, процессах и явлениях.

Использование объектов экологической тропы в детском саду разнообразно: проведение образовательной работы с дошкольниками, работа по сохранению и охране природы.

На экологической тропе детского сада оборудованы видовые точки: зеленая аптека, станции лес, огород, поле, птицы, водоем, точка каштан, голубые ели. Эти видовые точки схематично отмечены на картосхеме.  Картосхема для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения. Эти рисунки соединяются линией — дорожкой, которая прокладывает их путь от одного объекта к другому. Рядом с каждой видовой точкой выставляются красочные таблички с рисунками и надписями, помогающие детям и взрослым ориентироваться на тропе.

Главное назначение экологической тропы для дошкольников не столько информационное, сколько деятельностно-игровое. В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы. В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.

Основная особенность образовательной деятельности на экотропе в том, что природные объекты рассматриваются детьми многократно, в разные сезоны, анализируются изменения, фиксируются в процессе продуктивных видов деятельности, делаются элементарные выводы и общения.

 Поэтому среди вышеперечисленных форм наиболее эффективными и интересными для младших дошкольников считаю наблюдения, являющиеся, чаще всего, частью таких форм работы как экскурсии, целевые прогулки, многие экологические игры, трудовые поручения, коллективный труд и др.

Наблюдение — это специально организованное педагогом, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Среди специально организованных наблюдений на экотропе наиболее целесообразными и эффективными являются циклические наблюдения. Основное требование к таким наблюдениям: проведение циклов наблюдений без больших перерывов во времени (1–2 наблюдения в неделю); в них принимают участие все дети (через повторные наблюдения, подгруппами);  на каждом занятии — наблюдении — небольшой объем знаний и представлений, соответствующих возможностям младших дошкольников, особенностям психических процессов и уровню их познавательной деятельности.

Наблюдать значит не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушиваться, прислушиваться, не просто нюхать, а принюхиваться.

Наблюдение самый популярный и самый доступный метод исследования.

Сущность наблюдения заключается в чувственном познании природы посредством зрительного, слухового, тактильного, обонятельного восприятия.

Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Наблюдая, дети выделяют самые различные признаки, особенности объектов природы, устанавливают взаимосвязь природных сообществ, человека, растений, животных, явлений неживой природы.

Образовательный процесс, направленный на формирование умений наблюдать, позволяет обеспечить осознанное отношение наблюдателя к наблюдаемому объекту.

Важным является вопрос о содержании наблюдений что может и должен видеть ребёнок, какие особенности объектов природы замечать. Содержание наблюдений с детьми  это:

1. Выделение самих объектов (целого), частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений).

2. Определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.).

3. Выделения компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.

Наблюдение это специально организованное воспитателем, целенаправленное более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение знании по установлению свойств и качеств, структуры и внешнего строения растений, причин изменения и развития природных объектов, сезонных явлений.

Руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя и детей, проведения самого наблюдения и закрепления полученных детьми представлений. Выбор объекта наблюдения осуществляется воспитателем в зависимости от требований программы детского сада. В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут, и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель.

В ходе наблюдений необходимо включать разнообразные анализаторы детей. Воспитатель должен добиваться того, чтобы они рассматривали объект, слушали издаваемые звуки, поглаживали или ощупывали и правильно называли воспринимаемое. Работа анализаторов активизируется, когда в ходе наблюдений воспитатель использует игровые и практические действия детей с натуральными объектами.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задаёт вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения, обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний  это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за её объектами.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всём ее многообразии, в наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.

Организация наблюдений требует руководства со стороны воспитателя. Есть общие требования для проведения всех видов наблюдений:

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, способствовать тому, чтобы ребёнок подумал, вспомнил, искал ответ на поставленный вопрос.

2. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать активизации интеллектуальной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, использование вопросов разной степени сложности.

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдения закрепляются, уточняются, обобщаются. Этому способствует: рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

7. Подготовка к наблюдению. Место наблюдения, объект в системе предстоящей работы по ознакомлению детей с природой, задачами по формированию представлений, развитию умении и навыков определяются с учетом требований учебной программы дошкольного образования. Объект для наблюдения должен быть для детей интересным, доступным для осознания.

В процессе наблюдений важно учить детей устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы. Осенью   день постепенно становится короче, а ночь длинней; уменьшается количество света и тепла, нарастают прохлада и холод; часто бывают низкая облачность и моросящие дожди. Такие условия  постепенно уменьшение света и тепла влияют на растения и животных, они меняют свое состояние и образ жизни в преддверии зимы: травы вянут, деревья и кустарники сбрасывают листву. Зимой  ночь длинная, а день короткий, солнце на небе высоко не поднимается даёт мало света тепла. Холодно, мороз, небо часто серое, облачное, идёт снег, иногда бывают вьюга, метель. Растения приспособились к суровым условиям зимы: деревья и кустарники замёрзли, стоят без листьев, не растут; травы завяли, но под землёй у них сохранились корни и корневища. Весной заметно увеличивается день и укорачивается ночь. Солнце светит ярко, поднимается на небе всё выше, с каждым днём даёт больше света и тепла. Тает снег, лёд, бегут ручьи, реки выходят из берегов. Условия для жизни растений становятся с каждым днём лучше: набухают и затем распускаются почки на деревьях и кустарниках, появляется трава, оживают насекомые, возвращаются перелетные птицы. Летом   день длинный, ночь короткая, много света тепла, солнце в полдень поднимается высоко над головой, идут теплые дожди, бывают ливни и грозами, иногда после дождя появляется на небе радуга. прекрасные условия для жизни растении и животных. Всё кругом зеленое. Много цветов, насекомых, птиц.

Наблюдение не должны быть случайными. Оно заранее продумывается воспитателем. При этом следует использовать разнообразные формы организации детей (фронтальные, групповые, индивидуальные). Художественное слово способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей. Поэтому во время наблюдений хорошо использовать стихотворения, песни, загадки, поговорки. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать.

  На тропинке  так же можно организовать разнообразные игры, различного вида занятия и экскурсии, но необходимо помнить при этом об интегрированном подходе: свои впечатления об увиденном они затем выражают в разных видах деятельности.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

1. Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

2. Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребёнка.

3. Познакомить с разными объектами живой природы и показать её взаимосвязь с окружающим миром.

4. Сделать общение ребёнка с природой безопасным для ребёнка и самой природы.

5. Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

6. Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

7. Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования.

Возможные варианты работы на тропе: проведение занятий, сезонных экскурсий, мини-субботники, исследования на тропе, фенологические наблюдения за растениями в природе (по сезонам) развешивание кормушек, наблюдения за перелётными и зимующими птицами (по сезонам) оформление гербария, фотографирование, рисунки, плакаты, поделки, сбор природного поделочного материала (шишки, жёлуди, листья...).

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе: экологические беседы, наблюдения в природе, уроки доброты, целевые прогулки, познавательные вечера, решение экологических ситуативных задач, чтение художественной литературы, детские проекты, обсуждение и проигрывание ситуаций, труд в природе,  «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений), выставки и экспозиции, экологические сказки.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе: взросло-детские проекты, изготовление поделок, рисунков, субботники по облагораживанию территории детского сада, участие в конкурсах, фотовыставки, изготовление экологической газеты.

В летний период на экологической тропе воспитатели прививают детям любовь к труду.

Трудовая деятельность на экологической тропе в летний период:

1.        Природоведческий труд: уход за грядками на огороде (рыхление, полив, прополка, прореживание), уход за цветами на экологической тропе, сбор семян разнотравья для подкормки птиц в зимнем саду, уборка урожая на огороде, заготовка лекарственных трав, сбор опавших листьев, веточек для гербария  с разных деревьев и кустарников.

2.        Хозяйственно-бытовой труд: мытье исследовательского оборудования (баночки, стаканчики и т.д.)

3.        Природоохранный труд: изготовление природоохранных знаков и установка их на экологической тропе, операция «Сломанная веточка» (подвязывание и замазывание сломанных веточек).

4.        Ручной труд: изготовление поделок из природного материала.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы.

В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.

В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным.

Ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе.

С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, расте-ниях, животных и временах года заучивать пословицы и народные приметы знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору. На занятиях по труду дети учатся делать сувениры из природного материала.

В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.

Таким образом, экологическая тропа — это перспективная учебная территория, где дети выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

Литература:

1. Рыжова, Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиций новой парадигмы / Н.А. Рыжова // Дошкольное образование. – 2001. - № 7.

2. Зверев, И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы /И.Д. Зверев. – М., 1996. — 234с.

3. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. — М.: Академия, 2002. — 336 с.

4. Кузубова, Е. Н. Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной образовательной организации с детьми младшего и среднего возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 43-45. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12472/ (дата обращения: 01.06.2019).

Консультация для педагогов

"Условия и формы организации труда дошкольников в природе"

Летний период – благоприятное время для организации разнообразной трудовой деятельности детей  в природе. Грамотно  организованная трудовая деятельность доставит детям много радости и будет способствовать их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети  знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установление этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов  природы для выполнения трудового действия.  Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листа и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояния объектов природы.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и  зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда в природе у детей формируются представления о свойствах и качествах растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания;

Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважению к людям труда.

В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями, развивают интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и документы, намечать последовательность операции, распределять их по времени и между участками труда, оценивать результаты и т.д.

Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость,  это - основа для воспитания в дальнейшем желании трудиться, устойчивого интереса к труду.

Педагогические требования к организации труда в природе. Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают  определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: ухода растениями, выращивание растений на огороде, труд на участке (в цветнике). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со сложившимися представлениями. Так, например, при пересадке цветущих растений, огородных культур (рассады) воспитатель закрепляет умение различать и правильно называть их (астра, георгина, петуния, помидоры, перцы и т.д.). Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между погодой и состоянием растения, формирует навыки пересадки растения (выкапывать лунки в соответствии земляным комом рассады; присыпать землёй, чтобы не повредить корни, молодые побеги). При посадке семян следует их рассмотреть,  выделить цвет, величину, форму и т.д. соотнести изображение растения, припомнить процесс выращивания этого растения до образования семян, а за тем начать посадку. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности.

Важным педагогическим требованиям является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способности их достижения.

Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки  ухода за растениями, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Гигиенические требования к организации труда в природе. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: В младшей группе в пределах 7– 10 минут, в средней – от 15 до 20 минут, с небольшим отдыхом в  зависимости от характера труда,  в старшем дошкольном возрасте 20 - 25 минут, с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Необходимо обеспечить правильную паузу в труде детей. Так, при переносе воды лейки или ведра нужно носить в обеих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды). Орудие труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовал росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.

Формы организации труда в природе.

Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда.

Развитие моральных представлений о труде тесно связано с развитием у детей, умения оценивать работу другого и свою собственную. Правильная оценка свидетельствует о наличии у ребенка моральных представлений, связанных с трудом.

Формирование представлений у детей о моральных качествах взрослых в связи с трудом можно рассматривать как средство воспитания у них положительного отношения к труду и на основе их нравственных качеств.

Одно из главных представлений – представление  о взаимопомощи. Оно связано с рядом понятий, характеризующих нравственность человека, таких, как товарищество, дружба, доброта, уважение и сострадание. Умение прийти на помощь другому, отзывчивость, чувство коллективизма связаны с уровнем развития самосознания личности. Простейшие формы взаимопомощи у дошкольников выражаются в сочувствии сверстнику, заботе друг о друге, в четкости, в проявлении желания помочь чем-либо товарищу.

Представление о добросовестном отношении к труду у детей дошкольного возраста сводится к следующему: при выполнении трудовых заданий надо уметь отказаться от своих желаний, делать не только то, что хочется в данный момент, а то, что надо (необходимо) для других, для сверстников группы (имеется в виду воспитание у детей способности к самоограничению); надо честно относиться к труду, справедливо оценивать свои поступки, свое отношение к труду.

Воспитание добросовестного отношения к труду тесно связано с воспитанием у детей чувства долга, совести, что может выражаться в эмоциональной реакции, переживании ребенком оценки его поступков со стороны взрослых. В зависимости от оценки, положительной или отрицательной, у ребенка возникают чувства радости, гордости или, наоборот, не ловкости, стыда.    

В зависимости от отношения дошкольника к труду можно судить о становлении его нравственных качеств, т. е. отношении ребенка к человеку-труженику (уважение к нему, желание помочь и т. п.), к своему труду (добросовестное отношение к результатам труда и т. п.), что является показателем становления и развития его нравственных качеств.

Подготовил: заведующий Бородзе И.В.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

В ДЕТСКОМ САДУ

СОДЕРЖАНИЕ

1. «Где что зреет?»

2. «Что было бы, если из леса исчезли…»

3. «Какого растения не стало?»

4. «Цветочный магазин»

5. «Угадай, что в руке?»

6. «Вершки-корешки»

7. «Узнай и назови»

8. «Да – нет»

9. «Волшебные экранчики»

10. «Назовите растение»

11. «Где снежинки?»

12. «Где спряталась рыбка»

13. «Угадай растение»

14. «Птицы, рыбы, звери

15. «Земля, вода, огонь, воздух»

16. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

17. Игра в слова

18. Игра с мячом «Я знаю»

 

Игра «Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

Игра «Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

 - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

   Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Игра «Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

Игра «Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

Игра «Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1.

 На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2.

 Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

Вариант 3.

 Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

 Игра-сказка «Фрукты и овощи»

Наглядный материал: картинки с изображением овощей.

Воспитатель рассказывает:

 - Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр».

 - Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?

 Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.

 Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».

 - Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?

 Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.

 - Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.

 - Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?

 Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.

 - Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель

Распределение плодов по цвету

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.

Распределение плодов по форме и вкусу

Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»

Игра «Вершки-корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.

Игра «Узнай и назови»

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

Игра «Да – нет»

На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

Игра «Назовите растение»

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

 Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

 - Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

 - На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

Игра «Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.

 Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

 Солнце ярче засветило.

 Стало жарче припекать,

 Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

 Стужа, вьюга, холода.

 Выходите погулять.

 Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.

Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

Игра «Чудесный мешочек»

В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

Игра «Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

заяц, ёж, лиса, шмель;

трясогузка, паук, скворец, сорока;

бабочка, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

пчела, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

таракан, муха, пчела, майский жук;

стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

лягушка, комар, жук, бабочка;

стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Игра «Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.

 «Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

Игра «Волшебные экранчики»

Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы.

Материал: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое),

 Правила и ход игры: воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» - построить упорядоченный ряд.

Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т.д.

 В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах» - разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.

Игра «Игра в слова»

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).

Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

Игра Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

 Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

 Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Игра «Угадай растение»

Сейчас каждый из вас загадает комнатное растение, расскажет нам о нём, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовём его.

Игра с мячом «Я знаю»

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

 Аналогично называются другие классы объектов природы.

Игра «Птицы, рыбы, звери»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.

 Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

Игра «Воздух, земля, вода»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребё-нок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

 Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

Игра «Цепочка»

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

Игра «Кто где живёт»

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Игра «Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Игра «Похожи – не похожи»

Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Материал: игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором окне. На начальном этапе освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое окно – яблоко, второе окно – круг, третье окно – мяч.

Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое окно, второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму окну. За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и третьем окне изображения обладающие общим свойством, при этом второе окно скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе окно или загадать новую загадку.

Игра «Выбери нужное»

На Столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

Игра «Две корзины»

На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.

Игра «Береги природу»

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д. 

Подготовил: заведующий Бородзе И.В.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.