Организация работы в учреждении дошкольного образования по обеспечению безопасных и здоровьесберегающих условий образовательной среды
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников учреждений дошкольного образования, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Актуальность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяются потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями:
</dt> <dt style="text-align: justify;">Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности Потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников Важностью целенаправленной деятельности родителей, всех сотрудников учреждения дошкольного образования и недостаточным практикоориентированным уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов Осмысление противоречий позволило сформулировать проблему - поиск путей и способов обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников и сотрудников в детском саду.</dt> <dt>В XXI веке нельзя не воспользоваться высокими технологиями. Современные гаджеты не только носят развлекательную, обучающую, служебную функции, но и вполне могут помочь в опасной ситуации либо не допустить этой ситуации.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Детский сад - это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей.
Воспитанники детского сада имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса. Обязанность создать безопасные условия лежит на учреждении образования, т.е. на его работниках.
В детском саду это:
— воспитатель дошкольного образования, который несет персональную ответственность за создание безопасных условий при организации образовательного процесса. Он должен соблюдать правила охраны жизни и здоровья детей; установленные требования пожарной безопасности; должен знать основы доврачебной помощи;
— помощник воспитателя, который должен знать правила и нормы охраны жизни и здоровья обучающихся; санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря; правила оказания первой медицинской помощи; правила и нормы пожарной безопасности.
— заведующий детским садом, который несет ответственность за результаты деятельности учреждения образования; за жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод детей во время осуществления образовательного процесса; принимает меры по созданию для детей безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий обучения, воспитания; обеспечивает соблюдение правил и норм пожарной безопасности.
В комплексную безопасность воспитанников детских садов, как правило, включаются:
— меры по противопожарной безопасности;
— меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
— меры по обеспечению сохранности жизни и здоровья детей;
— меры по охране труда и техники безопасности;
— меры по электробезопасности;
— мероприятия гражданской обороны (обучение администрации и персонала);
— меры по антитеррористической защищенности.
Правила пожарной безопасности включают в себя комплекс мер и действий по профилактике возникновения пожара, а также инструкции, которым важно следовать во время пожара, если он все же возник. Комплекс мер по профилактике возникновения пожара заключается в грамотном обустройстве здания детского сада и прилегающей к нему территории, обучении сотрудников правилам противопожарного поведения и проведении бесед с маленькими воспитанниками детского сада.
Важное место для обеспечения безопасности имеет организация пропускного режима или «система доверенных лиц»
Забрать ребенка из детского сада могут только так называемые доверенные лица. И это не просто круг лиц, которых ребенок узнал и с которыми готов уйти, например родственники, соседи или знакомые. В первую очередь в число таких лиц входят законные представители ребенка, т.е. его родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.
Видеонаблюдение
Эта мера может помочь:
— воссоздать картину произошедшего ЧП, определить виновника, местоположение ответственных лиц;
— обнаружить детей, оставленных без присмотра;
— отследить направление движения ребенка, если он покинул территорию детского сада самостоятельно;
— выдворить с территории детского сада посторонних лиц либо опознать их по изображению, если они совершили противоправные действия, и др.
Несвободный вход и выход
Эта мера может предотвратить:
— присутствие на территории посторонних лиц с неясными намерениями;
— появление на территории детского сада предметов и вещей, которые могут причинить вред ребенку (шприцы, иглы, петарды, зажигалки, битое стекло, жестяные банки и др.);
— выгул собак, которые могут напугать или укусить детей, и др.
Реализуется путем установления запирающих устройств на входах (дверях, калитках, воротах) в детский сад. Они открыты только на время прихода и ухода воспитанников.
Также есть смысл установить запирающие устройства с защелкивающимся механизмом и на входах в здание детского сада. Тогда дверь будет открываться изнутри и снаружи после нажатия кнопки, которая находится на высоте роста взрослого человека. В этом случае можно предотвратить выход детей на улицу без сопровождения взрослых.
Профилактические мероприятия с участием детей
Их проводят сотрудники МЧС и ОВД в виде лекций и практических занятий с пользой для детей и взрослых. Во время мероприятий:
— расскажут о правилах обращения с огнем и пожароопасными предметами;
— научат правилам поведения на дороге и на улице;
— объяснят в доступной форме для детей, как не потеряться на улице и в толпе, как себя вести с незнакомыми людьми;
— напомнят взрослым об опасности оставления детей без присмотра и др.
Эти мероприятия проводятся как в рамках собственных акций, так и по просьбам администраций детского сада.
Полезные гаджеты
В XXI веке нельзя не воспользоваться высокими технологиями. Современные гаджеты не только носят развлекательную, обучающую, служебную функции, но и вполне могут помочь в опасной ситуации либо не допустить этой ситуации.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях
Заведующий детским садом
</dt> </dl> </article>